Прошло уже без малого 15 лет с начала нового тысячелетия, а разговоры о баскетболе 1990-х не утихают. За эту декаду произошла масса событий, изменений в культуре и стиле: Уилл Смит дебютировал на экране в сериале «Принц из Беверли-Хиллз», Кристофер Джордж Лейтор Уоллес, известный как The Notorious B.I.G., и Тупак ещё были живы и меняли представление людей о рэпе, а Майкл Джордан доминировал на баскетбольном паркете. Влияние событий, происходивших в те годы, нельзя недооценить. Кто-то говорит, что декадой ранее игра была интереснее, противостояние Ларри Бёрда и Мэджика Джонсона в разы повысило интерес к баскетболу в США, а многие люди выросли, наблюдая на экранах телевизора за их борьбой, и идеализируют не только те времена, но и спортсменов причастных к ним. Однако есть по крайней мере девять аргументов, подтверждающих исключительность 90-х.
ПРОТИВОСТОЯНИЯ
В те годы баскетболисты общались друг с другом меньше, а партнёрами становились в результате попадания в команду через драфт (задумайтесь о Леброне Джеймсе, Дуэйне Уэйде и остальных). Тогда на паркете в прямом смысле этого слова проливали кровь - каждый по-настоящему звёздный игрок делал всё, чтобы доказать остальным своё преимущество и был готов провести в клубе всю карьеру. Матчи принципиальных противников нередко прерывались на мелкие стычки и масштабные драки - на площадке они были врагами, и не могли позволить себе брататься вне её. Только у «Чикаго» было три соперника на Востоке, каждый матч с которыми приравнивался к решающему матчу финала конференции - это «Детройт», «Индиана», и «Нью-Йорк». И если вы думаете, что они были противниками исключительно на паркете, то поинтересуйтесь у Айзейи Томаса, почему его не включили в окончательный состав «дрим тим», которая отправилась на Олимпийские игры в Барселону.
За два года до Олимпиады и того момента, когда Джордан впервые выиграл свой первый чемпионский перстень, «Пистонс» дважды подряд уничтожили «Буллз» в плей-офф. Первое поражение в серии 1991 года стало ударом для Томаса, который чуть ли не приказал своим партнёрам по команде уйти с площадки до того, как сирена известит об окончании встречи. Причём проходя мимо скамейки «Буллз», никто из «Пистонс» не удостоил противника рукопожатием - исключительная форма неуважения и неспортивного поведения. И пока Его Воздушество прикладывал усилия, чтобы Айзейю не включили в состав сборной, Скотти Пиппен на камеру заявлял, что Томас мог легко разрешить партнёрам по команде в открытую бить противников. «Я не хочу играть с ним в одной команде. Я презираю баскетбол, в который играет Айзейя», - говорил форвард.
Вспомните, что представляли собой побоища с «Никс» в серии плей-офф или на Рождество? Сколько сердец было разбито Джорданом и Пиппеном в «Мэдисон Сквер Гарден»? Серия 1991 года между «Чикаго» и «Нью-Йорком» считается одной из лучших в истории, а выражение лица Джона Старкса, которого оставил не у дел Майкл перед тем как вколотить мяч через Патрика Юинга, надолго останется в памяти болельщиков. В то же время противостояние скромной «Индианы» и богатого «Нью-Йорка», возможно, было самым интригующим. Пять раз команды сталкивались в плей-офф, и каждую серию можно отнести к классике. 8 очков за 9 секунд от Редджи Миллера - много ли в мире поклонников игры, которые не видели это видео?
А ведь можно вспомнить и о «Хит», которые попили немало крови команде из Большого яблока. Бывший тренер «Никс» Пэт Райли стал камнем преткновения после переезда во Флориду, а игроки заводились при малейшем толчке - так, в четвёртой игре серии 1998 года Алонзо Моурнинг помахал кулаками с Ларри Джонсоном. Но больше всего в той ситуации запомнился Джефф ван Ганди, схвативший ногу Зо и пытавшийся тем самым остановить драку.
РЕКЛАМА
К началу 1990-х, когда НБА достигла пика популярности, её ждал наплыв рекламодателей: такие компании как Nike, Gatorade, Convers, McDonald"s, Pepsi и многие остальные делали всё, чтобы завоевать огромную аудиторию, наблюдавшую за матчами. Самих игроков начали активно привлекать для участия в съемках рекламных роликов, а Джордан осуществил небольшую революцию, запустив собственную линию кроссовок. Более того, компании, занимавшиеся производством рекламы, начали придумывать оригинальные и очень смешные решения, которые лишь спустя десяток лет стали для нас нормой. Однако в те годы была сформирована новая идея, ранее о которой не допускали ни единой мысли - баскетболисты могут зарабатывать вне паркета.
КРОССОВКИ
В 90-е игровая обувь также пережила революцию - спрос был настолько велик, что производители не успевали увеличивать объёмы выпуска. Вслед за Джорданом свою линию кроссовок запустили Чарльз Баркли и Пенни Хардуэй, а Аллен Айверсон вовсе стал законодателем мод. Компания Reebok была в числе фаворитов гонки по подписанию контрактов с игроками, а ныне подзабытая FILA сделала Гранта Хилла лицом бренда. Однако, благодаря соглашению с Джорданом, лидером рынка стал Nike. К слову именно тот альянс помог компании обрести имя и стать той, кем она является сейчас.
КОНТАКТНАЯ ИГРА И ДРАКИ
Пожалуй, только отдельные спортсмены, выступающие сегодня, смогли бы выжить в НБА 20 лет назад. Тогда судьи не свистели каждую секунду, а захват рук противника или жёсткие фолы были нормой. Когда такие легендарные «большие», как Хаким Оладжьювон, Патрик Юинг, Дэвид Робинсон, Карл Мэлоун или Дикембе Мутомбо стояли под кольцом, лишь самые отчаянные защитники шли в проход. Сегодня в НБА доминируют маленькие, например, Деррик Роуз или Крис Пол, но если бы они родились раньше, то в половину проходов не пошли бы вовсе, а вторую половину завершали бы исключительно лёжа на паркете.
А некоторые игроки казались «грязными» даже по меркам тех лет - «Плохие парни» из «Детройта» систематично били исподтишка, а любого желающего побороться в краске встречали выставленным локтем. А сколько из-за этих фолов было драк? Шакил О'Нил против Чарльза Баркли, «Никс» против «Санс», Ларри Джонсон против Алонзо Моурнинга и много других. Сейчас же за драку можно получить дисквалификацию на несколько месяцев - 10 раз задумаешься, стоит ли помять бока оппоненту.
ИГРОВАЯ ФОРМА
Некоторые игровые майки, которые мы видим сегодня на игроках, были разработаны именно в 90-е, а некоторые пусть и остались только в памяти, но их дизайн был исключительно оригинален. Например, великолепная бело-синяя форма «Орландо» времён Шака и Пенни. Или красно-бело-чёрная майка «Буллз», которая задала стандарты оформления игровой формы для остальных клубов. В свою очередь НБА разрешила использовать логотипы коллективов на майках, что вызвало бум популярности на одежду с символикой «Финикса», «Хьюстона» и «Торонто».
ХИП-ХОП
Рэп оказал ключевое влияние на НБА в 90-е и начал стремительно набирать популярность среди баскетбольного сообщества. Многие игроки, выросшие в бедных кварталах, одевались как рэперы, а на паркете начали носить длинные шорты (идею не одобрил разве что Джон Стоктон, до конца карьеры бегавший в коротких). А Аллен Айверсон, пришедший в НБА в 1996-м, принципиально изменил стиль одежды вне арены - теперь игроки появлялись на публике, увешанные ювелирными украшениями и стали активнее наносить татуировки на тело. В свою очередь музыканты отвечали взаимностью - так Тупак написал песню «Above the rim», а Дуэйн Мартин «White men can»t jump" и «He got game».
ШОУ
Каждая игра, которая транслировалась по телевидению, стоила того, чтобы её посмотреть. Команды в конференциях выступали ровно, и невозможно было представить, чтобы коллектив с Запада, не пробившийся в плей-офф, занял бы на Востоке третье или четвёртое место. Каждый вечер вы могли увидеть противостояние великих - Дэвида Робинсона и Хакима Оладжьювона, Карла Мэлоуна и Чарльза Баркли, Майкла Джордана и Клайда Дрекслера. В лиге практически не существовало команд, в которых бы не выступала звезда или сильный баскетболист способный в одиночку повернуть вспять ход любого поединка.
ЗОЛОТАЯ ЭРА
90-е были золотой эрой баскетбола. Более 20 человек включены в Зал славы, и ещё несколько игроков попадут туда в ближайшие годы - это Шакил О"Нил, Тим Данкан, Джейсон Кидд, Коби Брайант. Сборная США на Олимпийских играх 1992 года считается одной из самых сильных команд, существовавших когда бы то ни было вообще во всех видах спорта, а не только в баскетболе. Из дюжины атлетов 11 стали членами Зала славы. Многие сборные выходили на матчи с тем коллективом не для того, чтобы побороться, а затем, чтобы по окончании встречи сделать совместные фотографии и взять автографы.
История Мэджика Джонсона, который в 1991 году объявил, что у него ВИЧ, стала одной из главных в США, а его борьба с болезнью сделала игрока одной из ключевых персон и образцом для тех, кто борется с вирусом. На смену этому поколению пришли те, кто наблюдал за великими и учился, глядя на их игру: это и вышеупомянутые Айверсон, Брайант, Данкан и многие другие. Ни в одном десятилетии на площадку одновременно не выходило столько выдающихся баскетболистов.
МАЙКЛ ДЖОРДАН
Ни у кого не вызывает сомнения, что именно он является баскетболистом №1 в истории. Его влияние на баскетбол и культуру неизмеримо - и хотя Его Воздушество демонстрировал выдающуюся игру и ранее, именно в 90-е он достиг своего максимума. В те годы его средняя статистика составляла 30,8 очка, 6,3 подбора, 5,1 передачи и 2,3 перехвата в среднем за игру при реализации бросков выше 50%. Шесть чемпионских титулов, столько же званий лучшего игрока финальной серии, золотая медаль Олимпийских игр и множество других достижений, количество которых измеряется десятками. Лучшие кроссовки, реклама и самый популярный фильм о баскетболе - «Космический джем» - всё это стало наследием Джордана и частью истории лучшего периода в истории баскетбола.